МБС Емельяновского района | Творчество Екатерины Ионовны Чичаевой
Главная / Моя милая малая Родина - Краеведение / Моя малая родина. Емельяновский район. История становления / Творчество Екатерины Ионовны Чичаевой

Творчество Екатерины Ионовны Чичаевой

Выполнила:
учащаяся 9 «А» класса
Актелова Оксана

Емельяново
2005

Екатерина Ионовна Чичаева принадлежит к числу талантливых народных сказительниц. Родилась она в ноябре 1879 года в семье крестьянина-батрака Иона Захаровича Першина. Бедная это была семья, всегда нехватки да недостатки. Отец Чичаевой с малых лет ходил по чужим людям и ничего не заработал, так и умер в бедности «Отец мой,- рассказывает Екатерина Ионовна, - с семи лет по чужим людям, а тринадцати дед уже водил его с собой – лето по приискам, а зимой в батраках. Когда подрос мой отец, то за него никого не отдавали замуж». Какой это будет человек, - говорили про него в деревне, - когда с малых лет пошел по людям, да таскался с отчишком по приискам». И даже слушать не хотели, чтоб кого-нибудь выдать за него, за батрака. «Лучше надеть камень на шею да бросить в воду, - говорили некоторые, - чем отдавать за такого жениха». Но все же нашлась одна, которая не побоялась бедности и пошла за него против родных.

Еще девочкой она всей душой полюбила русские народные сказки, жадно впитывая в себя новые и новые сюжеты, неустанно расширяя свой репертуар. В памяти даровитой сказительницы - героические и волшебные, сатирические и детские сказки, усвоенные от сказочников или «пасказителей», как именуют их в Сибири, которых приходилось ей встречать повседневно в родном селе.

В своей семье и далеко в округе Екатерина Ионовна пользуется с давних времен большим уважением, и за свое трудолюбие, за песни на свадьбах, за наблюдательный ум, метко, всегда вовремя, сказанное образное слово, и, особенно, за неисчерпаемый запас сказок, то волшебных, то сатирических, то посвященных исключительно маленьким слушателям. И тут же в перерыве между песнями и сказками побасенки и шутки, загадки и пословицы.

Русское географическое общество, отмечая 45-летнюю деятельность неутомимого краеведа, талантливого собирателя фольклора Восточной Сибири Марии Васильевны Красноженовой, решило выпустить книгу сказок ее записи. Сюда, в эту книгу, наряду с другими сказками сказителей Красноярского края были включены сказки и Екатерины Ионовны Чичаевой, рассказанные ею М. В. Красноженовой в 1928 году. Сказки Чичаевой открывали собою юбилейный сборник заслуженной собирательницы. Их было четырнадцать «Овцы и море», «Дмитрий Михайлович», «Светлана прекрасная», «Иван Ветров», «Соляна корчага», «Амеля – дурачок», «Бессудный генерал», «Подпасок», «Царица и солдат», «Жадность попов», «По единой», «Любители сказок», «Мужик и барин», « Гришка и черти».

Познакомились Е. И. Чичаева с М.В. Красноженовой во время одной из её поездок летом 1927 года (с1924 года М.В.Красноженова совершает ежегодные поездки по сёлам Красноярского края). И Красноженова начала записывать от неё фольклор.

Екатерина Ионовна сразу, при первой встрече многим поразила М. В. Красноженову, и в своём докладе в сказочной комиссии Всесоюзного географического общества собирательница рассказала о ней так:

« …Одна из моих сказительниц – Е. И. Чичаева – способна рассказывать в любой обстановке – например, ряд сказок от неё я записала на пасеке, другой раз она в бане бельё стирала, а я, сидя на пороге записывала; раз варенье варит – а я тут же,или готовится к празднику – стряпает, варит, жарит, и в то же время спокойно ведёт рассказ.

…В настоящее время у неё большая семья – сыновья, невестки, внуки. В 1930 году она с мужем записалась в колхоз. Она – живая и приветливая женщин. О том, что она песенница и повивальная бабка, мне сказала её сватья в Кемчуге (в 1972 году), и когда я с ней познакомилась, то с первых же слов нашей беседы узнав, что я записываю «старину», т. е.: обряды, обычаи, песни, сказки, сказки и т. п., она сама мне предложила рассказать несколько сказок. С этого и началось наше знакомство. Она оказалась человеком с хорошей памятью и пытливым умом, поэтому я от неё получила большой фольклорный материал, в том числе 140 песен, 19 сказок и рассказов и записала повивальные приёмы и обычаи».

Е.И. Чичаева запоминала песни, сказки везде, где только могла их услышать. Много сказок запомнила во время работы с прялкой на так называемых посиделках. Она называет целый ряд имён людей, от которых слышала сказки. Так, поселенец Тихон Павлович Астафьев рассказывал сказки. Он был грамотным человеком, торговал и ходил по найму – работал. Слышала она сказки и от слепой бабушки, от Николая Некроткина, Степана Берещенко и других. Она не только запоминала, но и являлась носительницей фольклора, так как рассказывала сказки, распевала песни на гулянках.

Многие сказки Е.И.Чичаевой носят волшебный характер. Но в эту волшебную сказку проникает действительная жизнь с её противоречиями. На этих сказках хорошо видны те изменения, которые происходят в сознание народа в связи с исторической действительностью, с изменениями в жизни, в быту и сознании народа.

Екатерина Ионовна Чичаева член большого дружного коллектива – колхоза «Путь Ленина». Кроме того, наряду со своей повседневной трудовой жизнью Екатерина Ионовна занимается литературным творчеством. Она создаёт сказы о лучших людях своего края, выступает с ними в массовых аудиториях : перед колхозниками своего села, перед рабочими, перед школьниками. Но Е. И. Чичаеву знает не только Красноярский край, известна она и в других районах нашей страны.

Чичаева – неплохая рассказчица традиционных сказок, знает она ряд народных сказаний о древнерусских богатырях, немало в её памяти и ярких преданий, пословиц, поговорок. Исполняет Екатерина Ионовна и народные песни, лирические, хороводные, игровые, шуточные. Особенно хороша в её исполнение ста рая волшебная сказка. Профессор Н. П. Андреев дал высокую оценку сказок Екатерины Ионовны. Он писал, что «особенностью сказок Чичаевой является психологическая разработка ряда деталей… Изображение обстановки в её сказках связывает либо непосредственно с городом, либо с городской культурой. Волшебные моменты совершенно устранены, зато психологические характеристики выдвинуты на первое место – это уже переход сказки в повесть».

Знает Чичаева и бытовую сатирическую сказку, направленную против угнетателей народа: «Мужик и барин», «Жадность попов», «Гришка и черти», «По единой».

Сказки Екатерины Ионовны Чичаевой пересыпаны пословицами и поговорками, и сходными с ними выражениями : «Похлебали квасу , помолились спасу», «Шёл близко ли – далёко ли, низко ли - высоко ли, доходит до реки, она не столь глубока, сколь широка». Почти каждая сказка заключена рифмовочной концовкой: «Задали пир на весь мир. Я там была, мёд ела да вино пила, по губам текло, а в рот не попало», «Ну тут и задали пир на весь город» и т. д.

Сказки Екатерины Ионовны читаются с большим интересом, все они сюжетны, с яркими отдельными эпизодами, с упоминанием сибирской природы. Во многих сказкам действие приурочено к сибирским городам: Красноярску, Енисейску, Туруханску и т. д. В сказке «Два купца» главные герои носят фамилии реально существовавших крупных сибирских купцов – Гадалова и Смирнова. Этот местный колорит делает сказки Е.И. Чичаевой оригинальными сибирскими сказками.

Устное народное творчество живёт столетия. Из века в век, из поколения в поколение передаются народные сказки, пословицы, поговорки, прибаутки. Народ вкладывает в них всю свою мудрость, остроту ума, все сознание своей силы и воли, всю красоту могучего таланта народа – единственного хозяина и созидателя, всего земного.

В сказках, песнях народ всегда выражал свои мечты, свои чаяния о лучшей жизни. Мечтая покорить воздушные пространства, народ создал сказку о ковре- самолёте. Желание быстро передвигаться по земле породило сапоги-скороходы. Из известных дум народа о победе над нуждой возникла скатерть-самобранка. Стоит только захотеть, и на скатерти, невесть откуда, возьмутся всякие явства – пей, ешь, сколько хочешь, на всех хватит! Гордое сознание своего бессмертия, своего превосходства, уверенность в победе над всеми враждебными силами создали в народе своих сказочных героев, таких как Иванушка-дурачок, который всегда оказывается всегда умнее всех и всегда всех побеждает.

Все эти мотивы звучат и в сказках Чичаевой, собранных Красноженовой. Но звучат несколько по-иному, отличаясь местным сибирским колоритом. Каждый из нас помнит сказку о Иванушке-дурачке, который женился на дочери царя и завладел всем его царством. На этот сюжет у М. В. Красноженовой записана сказка сказительницы Е. И. Чичаевой – «Амеля-дурачок». Как и Иванушка-дурачок, «Амеля-дурачок», с помощью чудодейственной щуки, превратился в сильного статного молодца и завладел царством. В рассказе подчёркивается сила и мудрость Амели-Народа (в образе Амели, несомненно, подразумевается народ). Он все задачи царя разрешил, в одну ночь построил «большой чугунный мост от дворца до Амели-дурака» и вырастил «кругом дворца зелёный сад».

В своеобразном виде бытовал у нас в крае и дошёл до наших дней сюжет «Сказки о царе Салтане». На эту тему у Чичаевой Мария Васильевна записала сказку «Атаман-свивтунок». В пушкинской сказке девица-пряха мечтает: «Кабы я была царица, я б для батюшки царя родила богатыря». У Чичаевой одна из трёх сестёр говорит: «Кабы я была царицей, то в три года для батюшки царя родила бы девять сыновей и всех богатырей, а десятого бы родила атамана-свистунка, чтоб спереди – солнце, а сзади – месяц, а вокруг головы – ясны звёздочки».

Социальная заострённость сказок ярко пронизывает все сказки Чичаевой. В том, пожалуй, их наиболее ценная особенность. В большинстве сказок подчёркивается мудрость народа, восхваляется его ум и остроумие, даётся злая сатира на чиновников и богатеев.

Этими мотивами звучат сказки «Мужик и три сына» и «Мужик и барин». В первой Ванюша-дурак поймал царю «свинку-золотую щетинку, кобылу-золото гриву и корову-золоторогу», за которыми он посылал своих умных, красивых зятьёв. Они не смогли сделать этого, но хотели похвастаться перед царём. Ванюшка-дурак выдал их и стал наследником царства.

В сказке «Мужик и барин» богач задал бедняку загадку: «Чего нельзя сделать и чего на свете не бывает», обещая за разгадку котёл золота. Мужик придумывал самые различные мудрёные вещи, но барин отговаривался: «Ну, да ведь может в нашей земле этого нет, а в иностранных землях может и есть». Тогда мужик придумал такую вещь: он заявил барину, что был на небе и у своей умершей жены и видел там его родимого батюшку. «А что же он там делает» - спросил барин. «Да что делает, - отвечает мужик, - у моей бабы с ребятами водится, да подстилки стирает». Сколь бар прошло после революций «стирать мужские подстилки»! Сказка задолго до наших дней отразила реальность в думах народа.

Власть народа – полноправного хозяина свободной счастливой жизни без угнетателей, о которой он мечтал веками, выражена во многих сказках Е. И. Чичаевой. Очень ярко, образно говорят об этом сказки «Горемыка», «Овцы и море» и

другие.

Владея приёмами классической народной поэзии, обладая запасом традиционных образов и выражений, Чичаева создала ряд глубоко патриотических произведений. Годы гражданской войны в Сибири и, в частности, в Красноярском крае Екатерина Ионовна Чичаева воспела, раскрыла в своей новине сибирской – «Про гражданскую войну», составляющую собой самостоятельные циклы сказов на темы борьбы с колчаковщиной. Здесь на пример, нашли своё место в творческой переработке сказительницы легенды байкальцев-красногвардейцев. Ею сложены сказы о замечательных людях нашей страны. И каждое новое произведение, сложенное Е.И. Чичаевой, свидетельствует о большой и своеобразной поэтической силе сказительницы.

С первых дней Великой Отечественной войны Екатерина Ионовна, как и другие её собратья по народнопоэтическому слову, стала в первых рядах борцов с коварным фашизмом. Так, например, в 1942 году, в дни уборки военного урожая, сказительница обратилась в своём «Письме» ко всем колхозникам Советского Союза – не покладая рук трудиться на благо Родины. Екатерина Ионовна говорила, что своим самоотверженным трудом колхозники умножат силу Советской Армии, помогут ей быстро разгромить и уничтожить врага:

И пойдём все дружно на работу мы,
Чтоб убрать хлеб нам в пору, вовремя,
Чтоб не било их ветрами буйными,
Чтоб не сыпались на землю зёрна тучные,
Чтоб враги тому не тешились.
Мы своим трудом, работой всей
Да прибавим силы Красной Армии!

Сама Чичаева создаёт сказ про знатных хлеборобов Красноярского края, про Героев Социалистического труда Винокуровых. Главным мотивом этого сказа является мотив борьбы за хлеб, который нужен нашей стране. Е.И.Чичаева славит этот труд, поёт ему хвалебную песню и в заключении говорит, что красноярские колхозники не отстанут от наших хлеборобов:

Не отстанет Сибирь – наша матушка,
Не отстанет наш Красноярский край,
Всё с честью, со славою выполнит,
Ведь ведёт нас вперёд к счастью вечному
Наша партия – партия мудрая!

Лучшим сказом Екатерины Ионовны является сказ про З.А.Космодемьянскую – «Не забыть нам веки по веки». В этом сказе выражена любовь советских людей к своей Родине, ненависть к врагам и непоколебимая уверенность нашего народа в победе:

И народный дух поднимается,
И желанья нашей Танюшки выполняются,
Идут бесстрашные безужасно
На врага, на фашиста – зверя лютого,
Мы сожжём, спалим врага огнём-пламенем.
Отомстим врагу за смерть Танину!

Для выражения своих поэтических чувств и настроений Чичаева избрала традиционный «плач», поэтический строй которого в результате её творческих исканий значительно изменён. Мы имеем дело с самобытным произведением. Возникшим из традиционной народной поэзии – образ девушки нашей героической эпохи, прототипом для которого послужил облик отважной комсомолки Зои Космодемьянской. Чичаева творит искренно и проникновенно.

Она стремится дать правдивый образ Тани, близкий реальному образу Зои Космодемьянской, и делает, таким образом, своё произведение ярким и художественно убедительным. Народная сказительница сумела нарисовать в своём произведение живой портрет русской партизанки-комсомолки, мужественно принявшей смерть от руки гитлеровских палачей.

Сказ имел большое агитационное значение, он пользовался огромной популярностью особенно у фронтовиков. Чичаева получила ряд писем от бойцов и командиров, которые благодарили её за это произведение.

В годы Великой Отечественной войны Екатерина Ионовна Чичаева в составе фронтовой бригады сказителей не раз выступала со своими произведениями среди бойцов и офицеров, сражающихся на Смоленском направлении.

Огромную помощь в творческой работе Е.И.Чичаевой оказал сибирский краевед и фольклорист А.В.Гуревич. Он помогал сказительнице своими советами, указаниями, знакомил её с материалом, необходимыми для того или иного задуманного Чичаевой произведения.

А.В.Гуревич хорошо владел стенографией, и это помогало ему дословно записывать все варианты, возникшие в процессе творческой работы Екатерины Ионовны над тем или иным произведение. Кроме того, из стенографических записей мы узнаём о зарождении замысла у сказительницы о её творческих исканиях, о постепенном художественном оформлении материала, о процессе отбора художественных образов, видна также работа над отдельными строфами, строчками, словами и т.д. Когда сказительница задумала сложить сказ про Таню – Зою Космодемьянскую, А.В.Гуревич её с очерком П.Лидова «Таня», выступлением по радио Л.Т. Космодемьянской, письмом бойцов и командиров Северо-Западного фронта и другими материалами. Когда сказительница создавала этот «сказ», Гуревич записывал в свой «дневник» каждый его вариант, отмечал все её высказывания, замечания и вопросы. При создании сказа о Зое Космодемьянской Чичаева не раз обращалась к Гуревичу с вопросами, касающимися мелких деталей образа славной партизанки.

При создании сказа о Герое Советского Союза Покрышкине сказительница также получила большой материал от А.В.Гуревича. Он сообщил ей биографические данные, некоторые сведения из боевой жизни прославленного лётчика и другие. Кроме того, Гуревич наблюдал за работой сказительницы, обсуждал с ней варианты сказа, давал советы и указания, вносил редакторские поправки с согласия сказительницы и т.д. Но надо заметить, что этот сказ получился менее удачным, чем о Тане. Он растянут, заключает в себе ряд отживших старых выражений, заимствованных сказительницей из традиционной поэзии. Но некоторые места в нём удачны, образны. Например, говоря о рождении героя, она даёт очень поэтические строчки, близкие к народной поэзии:

Родила-то его Сибирь матушка
На берегу Оби – реки славной-то,
Ключевой водой умывала его,
Волной быстрою колыхала его,
Всколыхнула, будто в люлечке,
Одарила его счастьем, умом-разумом…

В этом произведении много элементов народных сказок, преданий: разговор Сибири-матушки с богатырём Байкалом, меч-кладенец, которым Иртыш-река одаривает героя и другое.

У каждого прозаика, поэта, сказителя, песенника, кобзаря, акына есть удачные и неудачные произведения. Присуще это и творчеству сибирской сказительницы Е.И. Чичаевой. Но лучшие её произведения неоднократно опубликовывались в газетах, сборниках, альманахах, выходили отдельными изданиями, читались по радио, исполнялись самой сказительницей в аудиториях учащихся, бойцов Советской Армии и т.д. Имя её стоит в одном ряду с такими известными народными сказительницами, как М.С.Крюкова, М.Р.Голубкова, Ангелина Суховеркова, Елена Волкова и другие. О значение творчества Е.И. Чичаевой говорится и в очерках « По русскому народнопоэтическому творчеству советской эпохи», изданных Академией Наук СССР в 1952 году, в книге А.А.Каева «Русская литература» (М.,1949, стр. 76) и др.

Следует заметить, что «сказы» Е.И. Чичаевой, как «сказы» и «новины» М.С.Крюковой, М.Р. Голубковой и других советских сказительниц не получили устного массового распространения, да это и не обязательно. Они читаются по сборникам и в отдельных изданиях, некоторые произведения исполняются хоровыми коллективами.

Кроме того, творчество этих сказителей нельзя считать коллективным народным творчеством. Это индивидуальное поэтическое творчество, возникшее на основе традиционной устной и современной книжной поэзии. Оно так же имеет право на существование, как и произведения, созданные современными поэтами, композиторами, творческими группами народных хоров и участниками художественной самодеятельности.

Красноярское книжное издательство в 1954 году и выпустило отдельным сборником «Сказки и сказы» Е.И.Чичаевой в записи Гуревича.

Список литературы

Произведения Е. И. Чичаевой:

1. Чичаева Е. И. Жадность попов: Рассказ записан в с. Заледеево Красноярского края]// Красноярский комсомолец. – 1939. – 18 окт.
2. Чичаева Е. И. Про гражданскую войну: Сказ/ Запись А. Гуревича// Красноярский альманах. – 1941. – Кн. 2. – С. 184-201
3. Чичаева Е. И. Не забыть нам веки – повеки: Плач по Тане – Зое Космодемьянской/ Отв. Ред. З. Семигук. – Красноярск: Краев. изд-во, 1942. – 16 с.
4. Чичаева Е. И. Письмо – обращение к сказителям Советского Союза в дни уборки военного урожая/ Запись текста и вступ. Ст. А. Гуревича. – Иркутск: Огиз, 1942. – 16 с.
5. Чичаева Е. И. Мы построим танки крепче: Сказ/ Записал А. Гуревич; Ред. М. К. Азадовский// Новая Сибирь. – 1943. – Кн. 14. – С. 76-78; Красноярский рабочий. – 1943. – 1 янв.
6. Чичаева Е. И. Не горюйте, братья родные/ Запись А. Гуревича// Сов. земледелие. – 2 сент.
7. Чичаева Е. И. И придет врагу последний час, последняя минуточка: Сказ// Красноярский рабочий. – 1944. – 1 янв.
8. Чичаева Е. И. Не забыть нам веки-повеки/ Предисл. Л. Т. Космодемьянской; Записал и подгот. к печати А. Гуревич. – Красноярск, 1944. – 16 с.
9. Чичаева Е. В добрый час, депутаты, наши избранники!: Сказ/ Записал А. Гуревич// Енисей. Спец вып. – Красноярск, 1946. – С.1
10. Чичаева Е. И. Как сегодня-то день торжественный, день великого-то у нас праздника!// Енисей. – 1946. – Кн. 3. – С. 3-4
11. Чичаева Е. И. Не забыть нам веки-повеки: Сказ по Тане-Зое Космодемьянской// Поэзия народного подвига: Поэтический Красноярск в годы Великой Отечественной
войны/ Сост. М. И. Москаленко. – Красноярск: Кн. изд-во,1988
12. Чичаева Е. И. Про депутата бессмертного, друга нашего неизменного, тов. Сталина – отца любимого: Сказ. – Красноярск: Краев. изд-во, 1946. – 10 с.
13. Чичаева Е. И. Про палату избирательную: Сказ/ Записал А. Гуревич// Енисей. Спец. Вып. – 1946. – с. 2
14. Чичаева Е. И. Не забыть нам веки-повеки: Плач по Тане – Зое Космодемьянской/ Запись А. Гуревича// Сибиряки. Лит.-худож. Сб. – Красноярск, 1947. – С. 203-210
15. Чичаева Е. И. Сказ о героях Винокуровых/ Всту. Ст. А. Гуревича. – Красноярск: Краев. изд-во, 1948. – 49 с.
16. Чичаева Е. И. Светлана Прекрасная//Сказки. Кн. 1/ Сост., вступ. ст. Ю. Г. Круглова. – М.: Сов. Россия. – 1988
17. Чичаева Е. И. Царица и солдат// Русские народные бытовые сказки/ Отв. ред. К. П. Кабашников. – Новосибирск: Наука, 1985. – С. 23
18. Чичаева Е. И. Гришка и черти// Русские народные бытовые сказки/ Отв. ред. К. П. Кабашников. – Новосибирск: Наука, 1985. – С. 92-95
19. Чичаева Е. И. Про депутата бессмертного, друга нашего неизменного, товарища Сталина – отца любимого; Призывное слово сказительницы: Отрывки из сказов/ Записал А. Гуревич// День торжества. – Красноярск, 1953. – С. 3
20. Чичаева Е. И. Сказы и сказки/ Запись и подг. к печати А. Гуревича; Вступ. ст. В. М. Сидельникова; Ред. И. Гребцов. – Красноярск: Кн. изд-во, 1954. – 136 с.
21. Чичаева Е. И. Идут они на великий труд – целинную землю пахать: Сказ/ Записал Л. Н. Фейгинова-Гуревич// Енисей. – 1955. – Кн. 15. – С. 123-128

О Чичаевой Е. И.

1. Гуревич А. Сибирская сказительница Екатерина Ионовна Чичаева// Вост.-Сиб. правда. – 1940. – 22 сент.
2. Савинич С. Талантливая сказительница// Краснояр. рабочий. – 1940. – 8 марта.
3. Кривошеева Е. Талантливая сказительница// Сталинский клич (Красноярск). – 1941. – 18 июля
4. Екатерина Ионовна Чичаева. Библиогр. справка// Сибиряки. – Красноярск, 1947. – С. 211: портр.
5. Гуревич А. Екатерина Ионовна Чичаева// Енисей. – 1948. – Кн. 5. – С. 191-192
6. Юбилей сибирской сказительницы Екатерины Ионовны Чичаевой: Обзор приветствий и поздравлений// Краснояр. рабочий. – 1949. – 11 дек.
7. Беляев Б. Народная сказительница Е. И. Чичаева// Краснояр. рабочий. – 1954. – 12 дек.
8. Сидельников В. Сибирская сказительница Е. И. Чичаева: [К 75-летию со дня рождения]// Краснояр. рабочий. – 1954. – 11 дек.
9. Юбилей старейшей сказительницы [Е. И. Чечаевой]// Краснояр. рабочий. – 1954. – 14 дек.
10. Сидельников В. Красноярская сказительница Е. И. Чичаева: [К 75-летию со дня рождения]// Енисей. – 1955. – Кн. 15. – С. 117-122.
11. Сидорина А. Сказки Е. И. Чичаевой в записи М. В. Красноженовой// Енисей. – 1958. – Кн. 22. – С. 293-297
12. Сидельников В. М. Писатель и народ: Очерки. – М. Сов. Россия, 1962. – 263 с.
13. Сидельников В. Помните, товарищи: {Увековечить память народ. сказительницы Е. И. Чичаевой]// Краснояр. рабочий. – 1965. – 31 июля
14. Сидельников В. М. Проблема индивидуального поэтического творчества: [Сиб. сказительница Е. И. Чичаева]// Роль фольклора в коммунистическом воспитании. – Улан-Удэ, 1967. – С. 159-162
15. Сидельников В. М. Писатель и народная поэзия. – М.: Современник, 1974. – 191 с.
16. Москаленко М. Сказительница Е. И. Чичаева// Ленин. Знамя. – 1977. – 9 мая
17. Фольклор Красноярского края: Библиогр. указатель. 1820-2000/ Сост. В. А. Макарова. – Красноярск, 2001. – 276 с.