8 (391 33) 2 16 99
bibl.krasemel@yandex.ru
СОСТАВЛЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
УЧЕТ ПОСЕЩЕНИЙ
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа) позволит определить эффективность и результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
Составление, оформление сценария массового мероприятия
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в мероприятии.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
7. При подготовке массовых мероприятий необходи-мо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.
Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают несколько этапов.
- определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
- сoставление программы (проекта) массового мероприятия;
- формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
- реклама массового мероприятия (подготовка афиши).
- написание сценария массового мероприятия (оформление книжной выставки);
- проведение массового мероприятия.
- оценка эффективности массового мероприятия;
- учет массового мероприятия.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором раскрывается смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников; предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать участникам применение теоретических и практических знаний, полученных на мероприятии, в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и награждение победителей.
Требования к оформлению сценария
На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:
- наименование учреждения (например, МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Емельяновского района , библиотека–филиал п.Первомайский);
- форма и название мероприятия;
- эпиграф;
- Ф. И. О. и должность автора (составителя);
- адрес и телефон библиотеки-организатора;
- год создания сценария.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1 см, поля – 1,5-2 см.
Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.
Сценарный план массового мероприятия
Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Предлагаем вам примерный сценарный планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.
Примерный сценарный план мероприятия
Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2012 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: библиотека-филиал №
С кем совместно проводится мероприятие: с МОУ СОШ № ___, Советом ветеранов...
Организаторы: библиотека – филиал №
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00 На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10 Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11 Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30 Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40 Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45 Поздравление ветеранов.
11.45–11.50 Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
Организация учета посетителей массовых мероприятий
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.
Паспорт массового мероприятия
Дата проведения «_____»____________________201__г.
Название мероприятия _________________________________________________________
Форма проведения мероприятия _________________________________________________
Тема мероприятия_____________________________________________________________
Место проведения мероприятия__________________________________________________
Количество присутствующих, в том числе по основным читательским группам: всего_____________________________
Дети до 14 включительно____________________________
Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет_________________
Прочие_________________________________________
Организация документной выставки при проведении мероприятия (название)________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
количество представленных документов_______________
количество выданных документов____________________
Использование технических средств при организации и проведении мероприятия_____________________________________________________________
Содержание и составные части мероприятия (кратко)______________________________
____________________________________________________________________________
Результат____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ф.И.О. сотрудника, ответственного за проведение мероприятия_____________подпись________
Ф.И.О. руководителя группы участников мероприятия____________подпись______________
Примечание__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Учёт библиотечных мероприятий
Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие (Например–День информации).
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
Число и месяц |
Наименование мероприятия и тема |
Количество обслуженных |
Кто проводил мероприятие и где |
|
|
|
|
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.
Количество посещений |
|
Всего посещений |
В том числе на массовых мероприятиях
|
|
|
Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.
В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.
Анализ массового мероприятия
Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.
Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:
Словарь форм массовой работы
Словарь представляет собой перечень форм массовой работы. В него вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
Все лексические единицы словаря представлены в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).
Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская).
Все термины приведены в алфавитном порядке.
При составлении словаря использованы: база данных СКС, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.
Формы массовых мероприятий
А
Аттракцион
Аккорды литературные
Акция
Альманах
Альянс литературно-музыкальный (союз, объединение)
Ансамбль литературных звезд
Арт-встреча
Арт-пространство (выставочный зал)
Арт-час
Арт-терапия
Ассорти
Аукцион книжный
Аукцион литературный
Б
Байки литературные
Бал литературный
Балаганчик книжный
Бенефис книги
Бенефис читающей семьи
Беседа-диалог
Беседа-диспут
Беседа-игра
Беседа-обсуждение
Беседа-практикум
Библиодень
Библиокараван
Библио-кафе
Библио-магия
Библионочь
Библио-обзор контрастный (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.)
Библиосумерки
Блиц-опыт (форма производственной учебы)
Блиц-опрос
Блиц-программа
Блиц-турнир
Бой интеллектуальный
Брейн-ринг
Бренд-автор (узнаваемый автор)
Бюро литературных новинок
Бюро творческих находок
В
Вариации литературные
Вернисаж литературный
Вернисаж газеты
Версиада (игра)
Вечер
Вечер библиографический
Вечер вопросов и ответов
Вечер исторический
Вечер книги
Вечер краеведческий
Вечер литературный
Вечер литературно-публицистический
Вечер памяти
Вечер поэзии
Вечер поэтического настроения
Вечер читательских впечатлений
Вечер-встреча
Вечер-дискуссия
Вечер-портрет
Вечер-посвящение
Вечер-реквием
Вечеринка литературная (тертулия)
Видеовикторина
Видеокруиз
Видеолекторий
Видеосалон
Видеоэкскурсия
Видеоэнциклопедия
Викторина
Викторина-поиск
Шанс-викторина
Экспресс-викторина
Электронная викторина «БиблиоIQ»
Виражи литературные
Встреча литературная
Встреча тематическая
Встреча-интервью
Встреча-презентация
Выборы литературные
Г
Газета говорящая
Газета живая
Галерея
Гид литературный
Глобус литературный (рассказ о писателях разных стран)
Гороскоп литературный
Гостиная краеведческая
Гостиная литературно-музыкальная
Громкое чтение
Гурман-вечер любителей .... жанра
Д
Дайджест
Дебаты литературные
Дебют литературный
Девичник
Дегустация литературных новинок
Дежа-вю (неизвестное об известных, уже виденных, прочитанных произведениях)
Декада толерантности
Дело литературное №
Деловой круг
Демонстрация
День библиотеки
День возвращенной книги
День забывчивого читателя
День молодёжной книги
День информации
День книги
День открытых дверей
День профессии
День русских традиций
День специалиста
День читательских удовольствий
День чтения (семейного)
Десант библиотечный (в детский сад)
Десант литературный
Диалог актуальный
Диалог литературный
Дилижанс литературный
Дискуссия
Диспут
Домино книжное
Досье информационно-библиографическое (ИБД)
Дуэль литературная
Ж
Живой журнал
Виртуальный журнал
Открытый журнал
Журнал устный
З
Загадки литературные
Звездный час
Звездопад поэтический
И
Игра библиографическая
Игра деловая
Игра интеллектуальная
Игра историческая
Игра литературная
Игра познавательная
Игра профориентационная
Игра ролевая
Игра экологическая
Игра экономическая
Игра-конкурс
Игра-представление
Игра-путешествие
Игра-экскурсия
Игротека
Иллюзион русской словесности
Имидж-коктейль (встреча с кем-либо)
Империя игр
Импровизация
Инсценировка
Интервью
Интрига литературная
Инфомания
Информ-дайджест
Информ-досье (сборник материалов о ком-либо, о чем-либо)
Информминутка
Искушение книгой
Искушение литературное
К
Кадр книжный
Каламбур литературный
Конструктор книжный
Калейдоскоп интересных фактов
Карнавал книг
Карнавал литературный
Каскад литературных удовольствий
Кафе литературное
Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса,произведения)
Квест (командная игра)
Клуб веселых и начитанных(КВиН)
Клуб видеопутешественников
Клуб дискуссионный
Клуб знатоков
Клуб литературный
Клуб любителей чего-либо
Клуб семейного чтения
Книга-поиск
Коктейль
Коллаж
Компас литературный
Композиция литературная
Композиция поэтическая
Конкурс краеведческий
Конкурс профессиональный
Конкурс читающих семей
Конкурс чтецов
собственного сочинения
Конкурс эрудитов
Конкурс-экспедиция
Спринт-конкурс
CD-ROM-конкурс
Фотоконкурс
Консультация
Конференция читательская
Копилка опыта (форма производственной учебы)
Королевство библиографическое
Креатив-проект
Креатив-лаборатория
Креатив-коллекция
Крестики-нолики литературные
Круглый стол
Кругосветка литературная
Круиз литературный
Круиз литературно-краеведческий
Кураж-вечер
Курсы литературные
Л
Лаборатория творческая
Лаборатория читательского вкуса
Лаборатория читательского творчества
Лабиринт
Лавка писательская
Лекторий
Лекция
Лестница знаний
Лестница-словесница
Лицей литературный
Лонг-лист
Лотерея книжная
Лото литературное
Лоция литературная
М
Марафон
Мастер-класс
Мини-студия
Миниатюры сатирические
Минута славы
Минуты радостного чтения
Мистерия
Мозаика
Мозговой штурм
Мониторинг книжных новинок
Музей книги
Музей литературный
Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)
Мюзикл
Н
Набат литературный
Навигатор книжный
Навигация литературная
Неделя краеведческой книги
Новоселье книги
Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские)
Ностальгия
О
Обзор библиографический
Обзор аналитический
Обзор литературный
Обзор театрализованный
Обзор-размышление
Обзор-ретро
Обзор-реклама
Обзор-игра
Обзор-интервью
Обзор-путешествие
Обмен информацией (форма производственной учебы)
Обсуждение
Объединение литературное «Творцы и таланты»
Олимпиада
Орбита литературная
Открытая трибуна
Открытый микрофон
Отчет творческий
П
Пазл читательских предпочтений
Палаццо книг (зарубежная литература)
Панно любимых книг (авторов)
Панорама
Парад книг (по одной теме)
Парад литературных героев
Параграф книжный (научные знания о чем-либо)
Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей)
Перекресток мнений
Пирамида знаний
Плакат экологический
Плен книжный
Площадка интерактивная
Площадка литературная
Площадка свободного чтения спортивной литературы
Подиум
Подиум литературный
Подиум мнений
Поединок фантазеров
Поле чудес
Полемика
Полигон мнений
Портал информационный
Портфель книжный (обзор новинок)
Посвящение в читатели
Посиделки фольклорные
Постановка театрализованная
Поучение книжное
Поход за знаниями
Почтамт (обзор периодики)
Праздник библиографических открытий
Праздник военно-патриотический
Праздник книги
Праздник читательских удовольствий
Праздник чтения
Презентация автора, книги, журнала
Премьера журнала (книги)
Прения
Престиж-встреча
Признание в любви к жанру (книге, автору)
Приключение книжное
Присяга (книге)
Пресс-конференция
Пробег (от Эзопа и Лафонтена до Крылова)
Прогноз литературный
Программа литературная
Программа чтения (летнего, семейного)
Программа-розыгрыш
Прогулка по литературному скверу
Прогулка по библиотеке
Прожектор библиотеки
Промо-акция
Пульс библиотечный
Пульс литературный
Путеводитель
Путешествие виртуальное
Путешествие литературно-этнографическое
Путешествие по золотому кольцу русской литературы ( XIX век)
Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века)
Путешествие сказочное
Р
Радар книжный
Развал книжный
Рандеву с книгой
Ракурс литературный
Раритет литературный
Рассказ инсценированный
Регата литературная
Репортаж-обзор
Ретровзгляд (путешествие в прошлое)
Ринг библиотечный
Ринг литературный
Ринг правовой
Ринг эрудитов
Ристалище рыцарей слова (книги)
Робинзонада
Родословная книги
Розыгрыш литературный (библиографический)
С
Сад книжный
Салон литературный
Салон литературно-музыкальный
Салон поэтический
Светёлка литературная
Светофор литературный
Семинар-практикум
Семинар-тренинг
Сенсация литературная
Серпантин
Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)
Скатерть-самобранка книжная
Сквер библиотечный
Слайд-программа / путешествие
Слет / Сбор
Словесные перепалки
Собрание знатоков
Собрание любителей книги
Состязание литературное
Спор-диалог
Стол дискуссионный
Странствия по книголэнду
Студия
Ступени книжные
Сувенир книжный
Суд литературный
Сундучок литературный
Счастливый случай
Т
Творческая лаборатория (библиотекаря)
Театр книги
Телемост
Тертулия (литературная вечеринка)
Территория чтения
Тир интеллектуальный
Тренинг интеллектуальный
Тур литературный
Турнир
У
Универсиада
Урок библиографический
Урок библиотечный
Урок занимательный
Урок краеведения
Урок литературный
Урок памяти
Урок-игра
Урок-путешествие
Урок-сказка
Урок экологический
Утренник
Ф
Фабрика поэтических звезд
Фаворит-книга
Фаэтон литературный
Фестиваль молодежной книги
Флэш-моб (сбор людей с целью проведения одноразовой акции)
Формула успеха (встреча с кем-либо)
Форум
Х
Хит-парад
Хобби-клуб
Хоровод
Ц
Церемония
Цикл встреч
Ч
Час взаимопроверки (форма производственной учебы)
Час вопросов и ответов
Час информации
Час литературно-исторический
Час хорошей литературы
Час общения
Час познаний и открытий
Час поэзии
Час правоведа
Час профессионального общения (форма производственной учебы)
Час размышлений
Час экологический
Чат (виртуальная беседа)
Чтения громкие
Чудодейственное чтение
Чудеса в библиотеке
Ш
Шатер библиотечный
Шедевры литературного мира
Школа гениев
Школа общения
Школа ремёсел, садоводов-любителей
Школа цветоводов, огородников
Э
Экскурсия виртуальная
Экспедиция
Эксперимент
Экспозиция
Экспресс-обзор (обсуждение)
Экспромт
Энциклопедия хорошего литературного вкуса
Эстафета
Этюд библиографический
Ю
Юбилей книги, жанра, писателя
Юморина
Я
Явка с повинной (для задолжника)
Ярмарка литературная
Ярмарка творческих идей (форма производственной учебы)
Список литературы
Подбор материала, компьютерная верстка – Степаненко О.А., заведующая информационно–методическим отделом МБУК МБС Емельяновского района